Функциональная грамотность

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественнонаучная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

 — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Документы

— Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

— Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

— Письмо  Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»;

— Письмо  Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»;

— Приказ департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 №1306 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году»;

 Приложение №1 к приказу департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 №1306.   Региональный план мероприятий национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций на 2021/2022 учебный год;

Приказ по функциональной гр. отдела образования администрации Жирятинского района

 

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

https://fg.resh.edu.ru/ — Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ — Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках обществознания

Методические рекомендации. Глобальные компетенции. Учимся для жизни

 

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

https://fg.resh.edu.ru/ — Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ — Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках обществознания

Методические рекомендации. Глобальные компетенции. Учимся для жизни

Школьные мероприятия

Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 9 класса в 2021-2022 уч.г

ФинЗОЖФест

Пресс-релиз 11 июня 2022